Вся правда о хромировании...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вся правда о хромировании... » Вся правда о декоративном хромировании » Вся правда о декоративном хромировании. Часть 1. Введение.


Вся правда о декоративном хромировании. Часть 1. Введение.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Правда о "декоративном хромировании"
Предисловие
Эта статья предназначена тем, кто решил заняться «декоративным хромированием». Кому-то она покажется долгой, нудной и безынтересной, а кому-нибудь она действительно в чем-то поможет.
Я попытался иногда в шутливой форме, но чаще все-таки  по серьезному, рассказать вам о технологиях зеркальных защитно-декоративных покрытий. За возможные ошибки и неточности просьба особо не пинать – я ведь тоже человек и могу где-то ошибиться.
Моё личное мнение просьба воспринимать как просто мое личное мнение.
Почему я вообще могу что-то советовать по «декоративному хромированию» и кто я такой? Ответ простой – я тот человек, который не ради хобби, а профессионально работаю в этой сфере несколько лет. Поэтому и претендую на роль советчика.
Мотив, по которому я написал всё это, тоже очень прост – реклама. Но реклама не конкретно какой то компании или меня любимого (хотя и это не помешает), а вообще бизнеса зеркальных покрытий, имидж которой, значительно подпорчен недобросовестными продавцами оборудования для «хромирования». От таких мошенников очень страдает и моя деловая репутация.

Как не попасть в лапы к таким недобросовестным продавцам и не стать обманутым, я вам и расскажу.

Что обычный человек знает о хромировании?
Одни, почитав статьи в Интернете, ответят, что это «процесс осаждения на поверхность детали слоя хрома из электролита под действием электрического тока».
Но большинство людей на такой вопрос отвечают просто – «Это какой-то процесс, при котором вещи становятся блестящими».
Зададим второй вопрос – «А сколько способов сделать поверхность блестящей вы знаете?» На это обычно вспоминают, как дедушка красил печку краской с алюминиевой или бронзовой пудрой.
А зачем, собственно говоря, задавать себе подобные вопросы? Вокруг нас лежат, висят и двигаются  все эти блестящие вещи, радуют наши глаза, иногда пачкаются или царапаются. И как они стали блестящими, обычному человеку это знать и не хочется.
Другое дело, если вы не обычный человек! А тот человек, который случайно увидел в Интернете рекламу о «декоративном хромировании» и принял волевое решение сделать эту тему своим бизнесом.
Ну, раз решение принято, надо «нарыть» подробной информации.
Что же обычно делает человек в такой ситуации – он «лопатит» Интернет – сайты, форумы, статьи и так далее и тому подобное.
Через неделю блужданий по просторам Интернета с мешками под глазами и с мыслями о мешках денег, такой человек окончательно запутывается. И тут и там предложения одно слаще другого. Хотите гальваническое производство – пожалуйста, хотите вакуумную металлизацию – да сколько угодно, а может вам нужен бизнес по хромированию с минимальными вложениями ещё и в гараже? И вот на такой запрос вам Интернет выдает тысячи предложений с описанием таких радужных перспектив заработка, что просто дух захватывает.
«Ипполит Матвеевич оглянулся. По темным углам зачумленной дворницкой вспыхивал и дрожал изумрудный весенний свет. Бриллиантовый дым держался под потолком. Жемчужные бусы катились по столу и прыгали по полу. Драгоценный мираж потрясал комнату.» (Ильф и Петров. «Золотой теленок»)
Я не зря привел эту цитату из моей любимой книги. Я очень часто общался с людьми, которым такой «бриллиантовый дым» застилал глаза, мешая принять разумное и взвешенное решение.
Я попытаюсь развеять этот бриллиантовый дым у новичков, а быть может,  подскажу что-нибудь и профессионалам.
А так же постараюсь не использовать много заумных терминов или долго и нудно цитировать статьи из научных журналов.
Всё о чем я вам расскажу – это мой личный опыт. Все мои высказывания – это моё личное мнение.

Три главных вопроса
В начале отвечу на три самых главных вопроса:

    Стоит ли вообще заниматься зеркальными покрытиями, что бы заработать деньги?

Это решать только вам. Используя технологии, о которых я вам расскажу, можно любое изделие «превратить» в серебряное или золотое, даже если оно сделано из пластмассы или гипса. А вот заработаете вы или нет? Это зависит только от вас.

    Нужно ли работать, что бы заработать в бизнесе по хромированию?

Вы не смейтесь! Я встречался с людьми, которые не на прямую, конечно, но косвенно задавали такой вопрос. Поэтому отвечу – РАБОТАТЬ НАДО! Как и в любом другом деле. Главное преимущество этого бизнеса в том, что на сегодня конкуренции очень и очень мало. Почему мало? Мало качественных конкурентов. Многие приобрели такое оборудование и материалы, на котором качественного и долговечного зеркального покрытия не получишь.

    Нужен ли первоначальный капитал? Нужен. Размер капитала зависит не от стоимости оборудования для «хромирования», но и от вспомогательного оборудования – обычно это всё то, что используется в обыкновенной автомобильной малярке. С одной стороны требование к наличию первоначального капитала для начинающего – это не очень хорошо. Ведь потребуется вложить свои кровные, заработанные непосильным трудом деньги. Но с другой стороны…. Подумайте! Если бизнес, в котором вы собираетесь работать, стоит три копейки, а прибыль составляет сотни тысяч рублей, то с каким количеством конкурентов вам придется бороться в будущем?! По мне так лучше бизнес по разумной цене и десяток конкурентов по России, чем бизнес за три копейки и тысяча таких же как я, но в моем городе.

0

2

Виды металлизации
Итак, начнем.
Сначала немного поумничаем, что бы при прочтении моей писанины вы понимали некоторые профессиональные термины.
Многое будет браться из Википедии.
Металлизация — метод модификации свойств поверхности изделия путем нанесения на его поверхность слоя металла. Металлизации подвергаются как неметаллические поверхности (стекло, бетон, пластмасса т.п.) так и металлические. В последнем случае металлизацией наносится другой материал, например, более твердый или коррозионно-стойкий .
Часто «металлизацией» называют напыление металла методами газотермического напыления.
По наносимому материалу выделяют алитирование, цинкование, хромирование, серебрение и др.
Почему я начал с металлизации? Некоторые из вас могут спросить, что не проще ли красить краской  «под хром»?
Запомните – красок, которые при нанесении делают поверхность зеркальной не существует! Есть краски, которые лишь ИМИТИРУЮТ металл. Но заменить настоящий блеск металла они не могут. Даже самые последние разработки таких красок «под хром», не обеспечивают такого зеркального отражения, как у хрома, никеля, серебра и других металлов.  Самые лучшие из них, и я их тестировал, дают эффект плохо отполированного алюминия. Поэтому данная статья будет полностью посвящена именно способам металлизации.
Дальше умное и важное слово –  Адгезия.
Как говорит Википедия - Адгезия (от лат. adhaesio — прилипание) в физике — сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел.
А если говорить простыми словами, это свойство покрытия – в нашем случае это зеркального покрытия, держаться за деталь. Иными словами, если вы «захромировали» вещь и через неделю или месяц этот «хром» облез, то адгезия называется «хреновой». А вот если с «хромом» и через год ничего не случилось, то адгезия называется «хорошей».
Сразу оговорюсь, что такие «научные» термины, как «хорошо», «плохо», «исключительно» и т.п. у профессионалов не применяются.  Я их буду применять лишь только потому, что бы не перегружать вас заумными терминами и цифрами.
«Декоративные свойства» – в первую очередь, это отражательные свойства покрытия. Иными словами, покрытие может быть цвета золота, серебра, меди, бронзы и тому подобное, но во всех случаях под «хорошими декоративными свойствами» я понимаю такое покрытие, в котором зеркально отражаются окружающие предметы.
«Защитные свойства» – это способность покрытия защищать изделие от внешних воздействий – воды, солей, кислот, ультрафиолета, механических повреждений и т.п.
Для общего образования сначала рассмотрим классические способы нанесения зеркальных покрытий.

Гальванические покрытия
Эта тема будет краткой.
Из Википедии.  Гальванотехника — отдел прикладной электрохимии, описывающий физические и электрохимические процессы, происходящие при осаждении катионов металлов на каком-либо виде катода.
Так же под гальванотехникой понимается набор технологических приёмов, режимных параметров и оборудования, применяемого при электрохимическом осаждении каких-либо металлов на заданной подложке.
Для чего наносятся гальванические покрытия? В первую очередь для защиты изделия от коррозии. Во вторую – увеличение твердости, а следовательно и износоустойчивости деталей. А в третью – для придания поверхности высоких декоративных свойств. Большинство гальванических покрытий наносится на металлы. Есть ряд технологий позволяющих наносить покрытия и на диэлектрики.
Конечно это очень интересная тема, но… я предлагаю её сразу «похоронить». Хотя если у вас есть несколько сотен тысяч долларов, то есть несколько сотен тысяч компаний, которые с удовольствием «освоят» ваши деньги. И у вас появится очень много дорогого оборудования, очень много ядовитых канцерогенных веществ, много квалифицированного высокооплачиваемого персонала и много проверяющих – экологов, пожарных, охранников труда и прочей нечисти.
Есть ещё причины, почему я не стал бы заниматься декоративными гальваническими покрытиями.
Как правило – это сложный и очень капризный процесс. Малейшее отклонение от технологии ведет к браку. Но и это я бы решил – не боги горшки обжигают. Самое трудное – это подготовка изделия.
Если вам встретится реклама с предложением купить оборудование для нанесения именно декоративных, а не защитных гальванических покрытий – меди, никеля, никель-кобальта, хрома и т.п., то внимательно посмотрите требования к поверхности, на которую будет наноситься покрытие. Для получения зеркального гальванического покрытия на изделии его необходимо отполировать до зеркального блеска. А полируется изделие потому, что гальванически нанесенные металлы практически в точности повторяют все неровности и царапины, имеющиеся на поверхности.
Если вы никогда не сталкивались с полировкой металлических изделий, то я вам скажу, что этот процесс, на мой взгляд, в сотни раз сложнее, чем непосредственно сам процесс нанесения гальванических покрытий. Поэтому, присматриваясь к гальванике, сразу присматривайтесь и к шлифовально-полировочному оборудованию.
И в завершении этой темы посоветую – не верьте красивой рекламе! Гальваника – это сложно и дорого. Хотя есть маленькое исключение – это гальванопластика. Но о ней почитайте сами. В Интернете информации навалом.

Электрохимическая металлизация
Это имя придумано в рекламных целях. Вообще то такой метод называется «трибогальваника». Не буду много описывать эту технологию, потому что про неё я так не напишу, как это сделал один очень грамотный гражданин в своей статье «Легенды и мифы трибогальваники» http://24kt.ru/article/65/index.html
Прочитав эту статью, вы впервые столкнулись с обманом в мире хромирования. Как не обмануться и в других технологиях зеркальных покрытий, очень подробно будет описано ниже.
Вакуумная металлизация или PVD-процесс
Об этом способе тоже коротко.
Если не лень, почитайте Википедию – там подробней написано.
Если в общих чертах, то способ вакуумной металлизации заключается в конденсации паров металла на покрываемой поверхности в вакуумных установках. Если простым языком, то любое изделие помещают в камеру, из которой выкачивают воздух. Затем внутри нагревают какой-нибудь металл, чаще всего алюминий, до температуры его испарения. Этот металл как туман летает по камере и оседает на поверхности изделий. После такой металлизации тончайший слой осевшего металла от царапин часто защищают лаком. Кажется всё просто! Но опять встает вопрос о подготовке изделий.
Запомните главное правило любой металлизации – для получения зеркального покрытия поверхность изделия должна быть или отполирована или поверхность должна быть глянцевой. Глянец можно получить довольно простым способом – нанести на поверхность лак, который после высыхания и обеспечит этот глянец. В случае с вакуумной металлизацией применяют специализированные лаки, которые в вакууме не отслаиваются и не «газят».
В основном вакуумную металлизацию применяют для изготовления металлизированных пленок. Так же этим способом очень удобно металлизировать большое количество мелких изделий. Этим же способом делают отражающий слой на фарах автомобилей. Весь блестящий китайский ширпотреб делают в вакууме.
Так всё таки просто? Нет, господа! Слишком дорогое оборудование, слишком большой расход электроэнергии и материалов, ограничения по размерам изделий и самое главное – серьезные ограничения по защитным свойствам. Да и зачем такие сложности, когда всё можно металлизировать гораздо проще?

Газотермическое напыление
Этот способ металлизации в основном применяют в защитных целях или для увеличения износостойкости трущихся узлов и деталей.
Металл нагревается до точки плавления, а затем сжатым воздухом распыляется на поверхность. Частички металла при ударе сплавляются, образуя металлическую пленку. Металл плавят газовыми горелками, электрической дугой, низкотемпературной плазмой, индукторами и даже взрывчатыми веществами. Соответственно методы металлизации называют газопламенным напылением, электродуговой и высокочастотной металлизацией, плазменным и детонационно-газовым напылением. 
Очень похоже на покраску пульверизатором. Только поверхность шершавая и не блестит. Поэтому говорить о декоративных свойствах тут не приходится.
Этот метод для декоративной металлизации не подходит.

Металлизация вжиганием.
Кто постарше хорошо знает результат металлизации вжиганием. Помните красивый золотой ободок на рюмке под водочку? Это оно и есть. На рюмку наносилась золотосодержащая паста. Затем рюмка обжигалась в печи при высокой температуре. Связующие компоненты выгорали, а золото вжигалось в стекло. Иногда вместо золота вжигают серебро.
Таким способом в основном металлизируются фарфоровые и стеклянные изделия. Кроме декоративных свойств ещё применяются и свойства электропроводности для последующего гальванического покрытия.
Сами понимаете, что этот вид бизнеса очень ограничен сферами применениями.

Золочение сусальным золотом
Стариннейший способ сделать мир вокруг себя прекраснее.
Когда наши прадеды ещё не очень хорошо разбирались в химии, они брали чрезвычайно тонкие листочки чистого золота и наклеивали их
на поверхность изделий. И что тут говорить – золото, оно и в Африке золото. Очень красиво, но что бы научится этому ремеслу, нужно около 3-х лет. Даже в наше время хороших специалистов по сусальному золоту очень и очень не много.
Кроме золота ещё используют «поталь» – фальшивое золото, которое часто делают из медно цинкового сплава. Наносят аналогично сусальному золоту. В отличие от золота, которое не тускнеет со временем, поталь от потускнения нужно защищать лаком.

Огневое золочение
Тоже старинный способ.
В этом методе используется свойство золота или серебра растворятся в ртути. В результате получается кашица, которую называют амальгамой. Эту амальгаму наносят щётками на изделие, которое затем нагревается. Ртуть испаряется, а золото или серебро остаются.
Довольно просто, быстро и красиво. Но…
Когда в старину таким способом золотили купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, от отравления парами ртути погибло более 60 человек.

Серебрение натиранием и окунанием
Этим способом можно посеребрить медь и её сплавы.
Способ основан на том, что многие соли серебра при контакте с медью и её сплавами, восстанавливаются на её поверхности до металлического серебра, т.е. серебрятся.
В Интернете полным-полно рецептов таких составов.
Делал их и я. Смешивал хлорид серебра с сегнетовой солью и обыкновенной поваренной солью.
Этим составом мягкой тканью натираешь медь, бронзу или латунь и за несколько секунд она покрывается тонким слоем серебра. Но чуть передержишь и слой серебра становится на столько толстым, что перестает блестеть и начинает отваливаться кусками.
Пробовал покрывать большие поверхности – сплошной брак. И адгезии никакой.
А вот рыбакам, для серебрения блёсен этот способ вполне подходит.
Это был метод натирания.
При методе окунания, делается водный серебросодержащий состав, в который и окунается медь. Серебро оседает на ней и получается красивая серебряная поверхность.
Этот способ вполне пригоден для серебрения изделий сделанных методом гальванопластики.
Способы очень простые, но их применение очень ограничено.

Полирование
Опять читаем Википедию. Полирование является отделочной операцией обработки металлических и неметаллических поверхностей. Суть полирования — снятие тончайших слоев обрабатываемого материала механическим, химическим или электролитическим методом и придание поверхности малой шероховатости и зеркального блеска.
Предугадывая ваш интерес к «хромированию» автомобильных дисков, я решил упомянуть и этот способ придания поверхности зеркальных свойств, хотя к понятию «металлизация» он не подходит.
Я остановлюсь лишь на механическом способе – галтованию. Как наиболее доступному способу.
Посмотрите видео
http://youtu.be/WyCHs76SQtk
Сразу скажу – процесс доступный, но очень не простой!
Во-первых, на этом видео не показан процесс снятия старой краски, удаление коррозионных очагов, вмятин и царапин. А это, поверьте моему опыту, ой как не просто.
Во-вторых, полировка одного диска занимает около 24 часов. Для быстрого исполнения заказов на 4 диска понадобиться как минимум 4 установки.
В третьих – я «вживую» видел такие полированные диски и в сравнении с хромированными они, мягко говоря, имеют не очень зеркальную поверхность. Присутствует какая то матовость. Поэтому ребята немного слукавили, когда в ролике написали, что это замена «хрому».
И самое неприятное, это то, что алюминий очень быстро окисляется и очень хорошо взаимодействует с солями, щелочами и некоторыми кислотами. Правда, если на таких дисках кататься только летом и периодически их подполировывать, то они свой блеск сохранят довольно на долго. Но на химической мойке хандец наступит в три минуты!
Некоторые из вас подумают, что отполированные диски можно покрыть прозрачным лаком и они тогда навсегда сохранят свой блеск. Почему это не получится и лак не будет держаться на полированной поверхности, почитаете ниже, в разделе о защитных лаках.

0

3

Рассмотрев все эти способы металлизации в свое время пришел к выводу, что нужно что-то попроще, так сказать ближе к народу и что ни будь такое, что не имеет ограничений в покрываемом материале. Что бы металлизировать не только металлы, но и пластики, гипс, бетон, дерево и т.п. И вот несколько лет тому назад, а точнее в начале 2008 года, мне попалась реклама «декоративного хромирования» известного Питерского производителя. Я сразу увидел «бриллиантовый дым».
Декоративное хромирование
На их сайте было видео, где какой то мужик просто покрывал ЛЮБУЮ поверхность лаком, затем поливал из пульверизатора эту поверхность какой то водичкой и прямо на глазах, неказистая гипсовая статуэтка вдруг превращалась в хромированную ВЕЩЬ! А когда на эту вещь он нанёс желтый лак и она превратилась из хромированной в золотую, у меня и вовсе от увиденного сорвало крышу.
Бриллиантовый дым застилал мне глаза, а в голове вертелись варианты покупки на то время довольно дорогого оборудования. Я уже представлял, как хромирую диски, золочу всё подряд и гребу деньги лопатой. Но какая та частичка разума, видимо, ещё осталась. Я задал себе простой вопрос – «Если всё это так просто и дёшево, то почему ТАК не делают на заводах и фабриках?» Ведь достаточно нанести лак, затем распылить водичку с хромом, затем опять лак и готово!

Первое, что я сделал – это позвонил в эту компанию с несколькими вопросами. Дословно я не помню, но общий смысл разговора был такой.
1-й вопрос: Можно ли по этой технологии «хромировать» автомобильные диски?
Ответ: Конечно можно! Все так и делают. Приезжайте, покупайте и хромируйте на здоровье.
2-й вопрос: На сколько прочное получается хромирование?
Ответ: Покрытие как автомобильное, так как «хром» сверху защищается автомобильным лаком. Адгезия (на то время слово для меня малопонятное) «хорошая», устойчивость к солям и кислотам «отличная», почти не царапается. В общем, всё так хорошо, что хоть на хлеб мажь и ешь.
(Бриллиантовый дым уже начал приобретать невероятные размеры.)
3-й вопрос: А можно ли приехать и посмотреть на сам процесс хромирования?
Ответ: Извините, специалисты по хромированию на выставке.
4-й вопрос: А приехать посмотреть через месяц?
Ответ: Извините, но специалисты тоже будут на выставке.
5-й вопрос: А когда можно?
Ответ: Общий смысл ответа был - никогда!
6-й вопрос: А можно от вас получить какое-нибудь изделие, типа пластинки, что бы самому проверить покрытие.
Ответ: Меня очень мягко и корректно послали.
(Бриллиантовый дым понемногу стал рассеиваться.)
7-й вопрос: Вы можете дать телефоны ваших клиентов, которые купили ваше оборудование?
Ответ: Тут меня послали ещё дальше, но уже менее корректно.

После этого разговора от бриллиантового дыма не осталось и следа. Я понял – что-то здесь не так!
Пришлось «включать» голову и во всём разбираться самому.
Теперь, когда мой опыт в деле «хромирования» уже стал исчисляться годами, я могу поведать вам много интересного об этом деле.

Правда о «декоративном хромировании»
Открою вам маленький секрет. То, что в Интернете называют «декоративным хромированием», на самом деле является «декоративным серебрением». Т.е. на изделие наносится не хром, а чистое серебро! Теперь вы понимаете, почему я слово «хромирование» всегда пишу в кавычках.
И ещё, что б вы понимали, всё что в Интернете называют «декоративное хромирование», «химическая металлизация», «напыление жидкого хрома» и т.п. – это всё одна и та же технология серебрения.
По научному правильно эту технологию называть «химическая металлизация методом пульверизации». Т.е. химические составы наносятся пульверизатором. Другие способы «химической металлизации» - это метод полива и метод окунания.
Суть всех этих трех методов одинакова, различие лишь в том, каким образом поверхность  смачивается химическими растворами. В методе пульверизации на поверхность химические растворы распыляются пульверизатором, при поливе, соответственно детали поливаются, а при окунании – изделие погружается в эти растворы.
Такими методами поверхности можно покрывать очень многими металлами, но в основном металлизируют медью, никелем, серебром.
Метод пульверизации считается наиболее экономичным. Он применяется в основном только при серебрении.
У серебра самая высокая отражательная способность среди всех металлов. Поэтому такие покрытия очень сильно блестят, даже сильнее чем гальванический хром. Благодаря такому блеску, изделия смотрятся очень и очень красиво.
Серебрить можно ВСЁ!!! Не только металлы, но и пластик, дерево, гипс, бетон, стекло, фарфор и т.п.
Теперь я вкратце расскажу, как серебрятся детали.
Процесс, на самом деле, довольно простой. Особенно если сравнивать с настоящей гальваникой. На 90% он похож на обыкновенную автомобильную покраску.
Как отмечалось выше, и прошу это запомнить – самое главное при нанесении блестящих декоративных покрытий, это наносить эти покрытия на полированную или правильнее сказать, на глянцевую поверхность. Это связано с тем, что практически при любой технологии, в том числе и при серебрении, блестящие плёнки получаются очень тонкие. Тоньше человеческого волоса. И естественно, если поверхность глянцевая, то получается зеркало, а если шершавая, то зеркало не получается.
Что относится к глянцевым поверхностям? Это стекло, эмалированные вещи – чашки, блюдца и унитазы. В общем, те вещи, которые при изготовлении сами по себе становятся глянцевыми. Серебрить такие вещи очень просто – обезжирил и серебри. А вот остальные вещи делаются глянцевыми принудительно, т.е. на них наносится лак, который и образует нужный глянец.
Итак, рассмотрим технологические этапы серебрения деталей.
Сначала деталь подготавливается, как при любой покраске – чистится, моется, а если надо, то шпаклюется и шлифуется. Затем обезжиривается и сушится. Эти процессы давно известны и подробно о них рассказывать не буду.
Перед лакировкой пульверизатором на деталь наносится грунт.
Его наносят обычно в нескольких целях, первая из которых – это выровнять поверхность, если она очень шершавая, а вторая – это обеспечение адгезии с последующими наносимыми слоями.
Здесь немного поясню. Грунты, особенно автомобильные, можно наносить довольно толстым слоем. Затекая в углубления, например, оставленные при шлифовке наждачкой, они делают поверхность более гладкой. А если после высыхания грунта его ещё и отшлифовать, то лак растечется по нему очень ровно, что и обеспечит наилучший глянец.
Для адгезии грунт наносится потому, что лаки ввиду своих особенностей очень плохо держаться за различные материалы, особенно за металлы (объяснение плохой адгезии лаков к металлам смотрите ниже). А вот в грунтах, есть специальные добавки, которые химически хорошо связываются с различными материалами. Поэтому и существуют различные грунты – по стали, алюминию, пластику и т.п. Получается, что грунт хорошо цепляется за основу изделия, а лак хорошо держится за грунт. Обычно используют автомобильные грунты, которые обеспечивают очень хорошую адгезию.
После сушки грунта в течение получаса при температуре 60С на него наносится лак.
После того как лак высохнет, изделие можно серебрить.
Что бы посмотреть процесс серебрения достаточно набрать на YouTube  поиск «декоративное хромирование». Хотя, я думаю, вы и так это уже делали сотню раз, прежде чем натолкнулись на мою статью.
Процесс элементарный – распылил пульверизатором на поверхность специальный раствор называемый сенсибилизатор (его в Интернете называют «активатором»), другим пульверизатором промыл, третьим посеребрил, промыл, нанес смывку, опять промыл и в конце сдул водяные капли воздушным пистолетом. Химический смысл этого процесса описывать не буду. Если есть желание, то сами найдете в Интернете книги по этой теме.
Далее посеребренное изделие в обязательном порядке защищается лаком, потому что его толщина не превышает 2-х микрон. И без защитного лака его можно стереть даже пальцем.
Если в защитный лак добавить специальный прозрачный краситель, например желтый, то после лакировки вы вместо серебряного изделия, получите золотое.
Добавляя различные красители можно получить любой цвет – меди, бронзы, латуни или просто синий, красный, зеленый т.п.
Вот всё и готово.

Материалы для хромирования
Лак «под серебро» или «связующий грунт»
Вот здесь и начинается самое интересное.
Начнем с того момента, где наносится лак «под серебро». Т.е. лака, на который осаждается серебро. Некоторые продавцы присвоили ему бессмысленное, на мой взгляд, имя – «связующий грунт». Что он связывает и что грунтует, мне, как человеку, давно работающему в этой области, до сих пор не понятно.
Так вот,  продавцы технологий по металлизации на перебой предлагают якобы супер-лаки и «связующие грунты», которые имеют какие то феноменальные характеристики. В общем, купите наш лак – и будет вам счастье в серебрении.
В чем же должно заключаться это счастье «хромировщика-серебрильщика»?
1. Лак должен хорошо наносится. Т.е. быть определенной вязкости, что бы не образовывались подтеки, даже при небольшой кривизне рук у маляра.
2. Лак должен быстро высыхать или как говорят профессионалы – полимеризоваться. Что бы не ждать сутки-двое, пока лак высохнет, а быстро выполнять заказы. И в наше время, время – это деньги.
3. После высыхания поверхность лака должна быть максимально глянцевой. Без шагрени (эффекта апельсиновой корки), пузырьков, точек, вкраплений и т.п.
Все эти требования, при нынешних технологичных временах, довольно легко выполнимы. Почти любой автомобильный лак имеет такие свойства.
Но есть самое главное, я бы сказал – наиглавнейшее требование к лаку, для серебрения. Оно заключается в том, что за такой лак должно хорошо держаться серебро. А если выражаться по умному, то адгезия серебра к такому лаку, должна быть на столько сильной, что бы в процессе эксплуатации покрытие не облезло. К автомобильному лаку или, например, паркетному серебро не липнет, хоть тресни. А те лаки, которые часто предлагают, не лучше паркетных :)
Это требование продавцы технологий «декоративного хромирования» выполнять категорически не хотят. Вернее не хотят, просто не могут! Мешают законы химии и физики!!!
Законы эти очень просты – что бы серебро, да и любой другой металл держался на глянцевой поверхности лака, ему нужно за этот лак каким то образом зацепиться. В промышленных методах химической металлизации, которую применяют в основном для придания поверхности диэлектрика электропроводных свойств, для этого «лаки под серебро» или просто глянцевый пластик сначала травят в специальных химических растворах. Как правило – это водный раствор серной кислоты и хромового ангидрида нагретый до 90С. В результате этого травления на поверхности лака образуются микрошероховатости, за которые металл и цепляется. Для серебрения этот способ применить нельзя, так как при травлении поверхность теряет свой глянец, а, следовательно, зеркального серебра не получится. Получится только матовое. К тому же поливать поверхность серной кислотой и хромовым ангидридом совсем небезопасно. Есть методы и глянцевого травления, но они ещё более опасные и геморройные.
Следующее, что мешает серебру хорошо держаться за глянцевую лаковую поверхность – это свойство химически осажденных металлов.  Оно заключается в том, что твердость таких металлов в несколько раз больше, чем, например, металлов в слитках. Из-за твердости, в химически нанесенных металлах, возникают очень сильные внутренние напряжения, из-за которых покрытие стремиться к отрыву. Вернее к «сползанию». Этот эффект «сползания» очень похож на тот, который я опишу в разделе «защитных лаков».
Есть ли лаки, к которым адгезия серебра высокая? Есть, но такими лаками сложно работать. Это значительно усложняет процесс!!! И всё равно –  даже с такими лаками адгезия серебра не настолько высокая, что бы  использовать изделия в автотематике! Для таких лаков «метод скотча», о котором я напишу ниже, не применим! Для проверки адгезии нужен специальный прибор – адгезиметр. Только с его помощью можно проверить реальные показатели адгезии.
Теперь вы понимаете некоторые химические и физические законы, которые мешают химически осажденным металлам хорошо держаться за глянцевую поверхность лака или «связующего грунта».
О том, как продавцы оборудования для хромирования «обходят» эти законы, я расскажу попозже.

Химреагенты для серебрения
На видео вы, наверное, заметили, что в некоторых роликах по серебрению одни серебрят «одноствольным» пистолетом, в который вставлены два шланга для химии и один шланг для воздуха, другие серебрят  «двуствольными» пистолетами. Дело в том, что для серебрения необходимо, что бы два химических раствора – серебрильный и восстановительный, перед тем, как попасть на поверхность и посеребрить её, сначала смешались друг с другом. В «одноствольном» пистолете это происходит внутри пистолета. А в «двуствольном» из него выходят две струи, которые смешиваются в полете.
До сих пор читаю в Интернете споры об «одностволе» и «двустволе».  Что же лучше? Да все равно! Если у вас некачественные химические реагенты, то даже самый модный «двуствольный» пистолет за тысячу евро не поможет.
Теорема проста – хорошая химия работает как на «одностволе», так и на «двустволе», а не очень хорошая только на «двустволе» и то не всегда качественно.
Правда и я тоже иногда «грешил» – работал с двуствольным пистолетом. Но единственное его преимущество – это около 5% экономии на химии, когда делаешь сразу сотню изделий. А на небольшие партии даже не заморачиваюсь – однозначно «одноствол».
Видел недавно в Интернете целый агрегат с четырьмя соплами. Может он и серебрит – с каким качеством не знаю, не пробовал. Но вспоминаю, как мне приходилось серебрить  несколько десятков изделий подряд. Даже используя пульверизаторы весом около 150-200 грамм, на десятом изделии очень сильно уставала рука. А здесь агрегат, если судить по внешнему виду, с весом как у шуруповерта. Ради интереса попробуйте помахать чем-нибудь тяжелым 5-10 минут. А вам предлагают такой прибамбасеной работать целый день! Хотя плюсик в этом есть  - подкачаетесь немного J
У них же видел сдвоенную «пшикалку», т.е. сдвоенный ручной пульверизатор. И всего то за 500 баксов! Долго хохотал и удивлялся людской изобретательности. Хотя, ради истины, детали величиной с пуговицу таким высокотехнологичным прибором, посеребрить вы сможете. И всего-то за 500 долларов. Пришла на ум поговорка «Без лоха и жизнь плоха», которая была в статье об «электрохимической металлизации»  http://24kt.ru/article/65/index.html. К слову говоря – эта фирма у которой я видел эту "пшикалку" тоже торгует  тампонами и мазюкалками.
Ещё хотелось бы объяснить, почему у одних продавцов химия «качественная», а у других нет. Вроде бы принцип действия у всех одинаков. Ответ очень простой – 99,9% продавцов это те, кто прочитал одну очень известную химическую книжку и тупо спионерил оттуда формулу приготовления химических веществ для серебрения. По этой формуле действительно можно серебрить, только вот качества вы не получите. Потому что эта формула предназначена только для придания поверхности электропроводных свойств, но не как не декоративных. И только остальные 0,01% людей оплачивали услуги профессионалов, т.е. химиков, затем произвели тысячи опытов, тысячи проверок и только потом стали предлагать оборудование к продаже. Поэтому «попасть» на продавцов известной формулы из известной книжки, вам, будущим покупателям, очень и очень просто.
Особо следует предостеречь – любые химреагенты для серебрения содержат в той или иной степени токсичные вещества!
Есть несколько формул таких химреагентов. Некоторые из них менее токсичны, а другие содержат смертельно опасные вещества! При работе с ними нужно соблюдать особые меры предосторожности!!!
Не знаю, что вам посоветовать и  как это вам проверить, но если эти химреагенты будут содержать ГИДРАЗИН или ПИРОГАЛЛОЛ, то при вдыхании, даже незначительных количеств возможен смертельный исход! С такими химреагентами работать категорически запрещается!
Здесь единственный совет – не рискуйте своей жизнью! Покупайте химические реагенты у официально зарегистрированных компаний, желательно имеющих сертификаты на свою продукцию.
И ВСЕГДА используйте средства индивидуальной защиты!

Визуальные браки
При нанесении серебра на поверхность вместо красивого равномерного зеркального покрытия, можно получить покрытие с пятнами, муарами, разводами, подгарами, с желтизной и т.д.
Приведу лишь самые распространенные визуальные виды брака при серебрении.
Пятна – бывают самыми разнообразными как по форме, так и по цвету. Происходят внезапно, т.е. совершенно неожиданно и по закону подлости в самых заметных местах. Причины обычно три – грязь, неаккуратность в работе, особенно при подготовке изделия и  некачественная химия.
Муар – это нечто похожее на туман, который равномерно покрывает зеркальную поверхность и особо проявляется на солнце или в точечных источниках света. Причин слишком много, что бы их перечислять, но обычно это некачественная или неправильно приготовленная перед серебрением химия.
Разводы – усиленный муар. Особенно в углублениях изделий. Хотя может проявлятся и в других местах. Причины всё те же.
Желтизна – особый вид брака, с которым многие продавцы технологий всё борются, но победа пока всё ещё не на их стороне. Основная причина – некачественная химия.
Пыль – это основной бич при серебрении. Причина одна – покрасочное место заср...но.

Защитный лак
Казалось бы вот оно счастье – посеребрили автомобильный диск, нанесли защитный лак, высушили и на продажу. Но не тут то было. Опять вспоминаем об адгезии, к осмыслению которой, мелкими перебежками мы все это время и пытаемся подойти.
Очень важная информация.
Главная особенность всех жидких лаков – это уменьшение их размеров при высыхании.
Если вы специально нальете немного автомобильного лака в пластиковую баночку и дадите ему пару дней на высыхание, то вы увидите, что лак значительно уменьшится в размерах и превратился в пятачок посредине баночки. Этот же процесс сжимания происходит и в  тонких слоях лака на идеально гладкой поверхности серебра. И как только такой жидкий лак высохнет, он как бы «сползёт» с серебра и адгезия этого лака к серебру просто исчезнет. А сползет он потому, что в лаке при высыхании возникают внутренние напряжения и ему на серебряной поверхности при «сползании» не за что зацепиться. Это тоже относится к законам химии и физики.
Очень интересно ведет себя лак на выпуклых и вогнутых поверхностях. Если вы представите как лак сжимается, то поймете, что на выпуклых поверхностях он как бы обжимает поверхность, а вот на вогнутых стремится к отрыву.
Вы наверно видели, что перед покраской автомобиля маляры шлифуют поверхность наждачной бумагой. Это как раз то и делается для того, что бы лак зацепился при высыхании за шероховатости и не «сползал». Как вы понимаете, зеркальную серебряную поверхность шлифануть наждачкой мы не можем. И протравить в кислотах и ангидридах тоже не получится.
Это не значит, что лак сразу же отшелушиться. Нет. Он будет держаться на поверхности серебра, лишь за счет своей толщины и прочности – как корка. И такое изделие может стоять или висеть годами у вас дома и радовать глаз. Его можно протирать или мыть мягкой тряпочкой. Но если к такому покрытию применить значительное механическое воздействие, то оно однозначно повредится.
Некоторые продавцы предлагают наносить специальный промежуточный слой, между серебром и защитным лаком. Это немного улучшает адгезию, но всё равно её недостаточно для использования в условиях значительных механических нагрузок. Так же часто в защитный лак добавляют пластификаторы, которые делают лак мягче, немного снижая эффект «сползания». Но и эта мера особо адгезию не увеличивает.
Почему же продавцы оборудования для «хромирования» уверяют всех и вся, что по их технологии можно хромировать даже автомобильные диски? Ситуация точно такая же, как и с лаком «под серебро» – мешают законы химии и физики!!!
И если вы думаете, что существуют такие волшебные жидкие лаки, которые обеспечат такую же адгезию как, например, у автомобильного покрытия, то поверьте моему многолетнему опыту – таких лаков ещё нет.
А если и мне не верите, то подумайте! Зачем автомобильным заводам Мерседес или Тойота тратить огромные деньги на грунтование своих автомобилей? Не проще ли и дешевле купить у продавцов оборудования для «хромирования» их лак для защиты серебра и сэкономить пару миллиардов долларов, убрав процесс грунтования и лакируя сразу «голый» металл автомобиля? :)
Правда есть порошковые, сухие лаки, у которых очень хорошая адгезия к металлам, но, к сожалению, к технологии серебрения они не применимы, так как порошковые лаки запекаются при температуре около 200С, а при этой температуре серебряное покрытие становится матовым из-за расширения детали от нагрева.  Попробуйте растянуть алюминиевую фольгу – получите тоже самое.
К слову говоря – обратите внимание, что автомобильные диски красятся только порошковыми красками. Автомобили тоже пытались покрывать порошками, но из-за высоких температур тонкий металл автомобиля «ведет». И к тому же нагреваясь, он теряет свои прочностные характеристики.

Оборудование для серебрения
Какого только оборудования я не насмотрелся за эти годы. Начиная с простых пластиковых бутылок из под газировки и заканчивая целыми электроспецразработками. И все они делают только одно – одновременно подают в пистолет два раствора – серебрильный и восстановительный. Ну, сами понимаете – чем сложнее выглядит оборудование и ярче блестит нержавейкой или алюминием, тем дороже это оборудование можно втюхать.
Поверьте моему опыту – для серебрения химреагенты можно налить даже в бутылки из-под газировки. Хоть в тазики с крышкой. На качество серебрения это ну никак не повлияет.
Тут совет простой – не выбирайте красивое оборудование! В первую очередь выбирайте качественную химию. А качественная химия, даже на китайском одноствольном пистолете, присоединенному двумя шлангами к бутылкам из под газировки, посеребрит вещь лучше, чем самое распрекрасное русское, итальянское или американское оборудование.
Ещё немного об оборудовании, особенно о том, где много блестящих и не прозрачных колб с кучей манометров. Запомните – чем больше всяких прибамбасов, тем сложнее это оборудование использовать, настраивать для работы, осуществлять обязательную промывку в конце дня и ремонтировать, если вдруг что-нибудь навернется. Где-то на форуме прочитал очень разумную мысль – если на настройку и промывку тратить всего 1 час в день, то за год набегает аж 240 часов или 30 восьми часовых рабочих дней! Прикиньте – 30 дней стоишь и тупо моешь пульверизаторы и баки!
Но и это ещё не всё! Производители оборудования часто делают свои баки непрозрачными без датчиков уровня химических жидкостей. Догадаетесь почему? Я отвечу – что бы вы тратили побольше дорогих химреагентов! Ведь согласитесь, что будет очень обидно, если при серебрении детали, которую вы тщательно готовили полдня, химии чуть-чуть не хватит. А это 100% брак. И деталь нужно переделывать. Поэтому в такие непрозрачные баки химреагенты приходится заливать с избытком. А та химия, что остается после серебрения, на следующий день уже испортится. Потому что концентраты  хранятся долго, а как только вы их смешаете между собой и зальете в оборудование, срок их использования не более 10-15 часов.
Тут я вообще посоветовал бы никогда не покупать оборудование, которое по цене больше одной тысячи долларов. Сами подумайте – оборудование для серебрения – это четыре бачка, четыре пистолета и немного шлангов с переходниками. А у некоторых цена на такое оборудование, как на подержанный автомобиль.

Техника «развода» покупателя оборудования для «хромирования» недобросовестными продавцами
Теперь вы знаете некоторые подводные камни при покупке материалов и оборудования для серебрения. Вы уже знаете, что существуют много компаний, которые ими торгуют. И так же вы знаете, что есть компании не совсем честные. По их технологии серебрения  из-за законов химии и физики «хромировано-серебрянные» изделия можно эксплуатировать только щадящих условиях, т.е. без значительных механических нагрузок. Но они все равно обещают то, что выполнить не могут. И кричат на каждом углу, что серебрить можно все!
Вы спросите  - «Как же они выпутываются из этой ситуации?»
Ведь любой, кто начнет работать по их технологии «хромирования-серебрения» сразу столкнется с клиентом, у которого на мойке Керхером почему-то все диски, молдинги и зеркала внезапно из «хромированных» превратились в простые облезше-покрашенные. И такой клиент всенепременно придет и будет в вас швырять стулья. А это, как я предполагаю, очень даже больно.
Выпутываются такие продавцы элементарно. Пользуясь вашим незнанием, они очень умело составляют договор, в котором указывают такие характеристики покрытия, которые выгодны именно им, а не вам. И любой суд будет на их стороне.
Что же обычно они пишут в договорах и на своих разрекламированных сайтах.

    Покрытие соответствует требованиям ТУ 875645874ххх-2013. Звучит вроде бы солидно, но… ТУ, т.е. технические условия – это документ, который они же сами и написали. И как вы понимаете, они напишут всё как надо. Только как надо им, а не вам. Поэтому технические условия – это филькина грамота и не более того.
    Более «продвинутые» продавцы поступают ещё хитрее. Они гарантируют хорошую адгезию серебра к лаку или к «связующему грунту», да и вообще все качественные характеристики, только в том случае, если вы его будете делать 23 часа 32 минуты и 45 секунд при температуре 58,3С, при этом исполняя танец с бубном и произнося заклинания якутских шаманов.  А в случае невыполнения таких требований отговорка только одна – это не их технология плохая и химия хреновая, это у вас руки из ж...пы растут. Короче, придумывают такие требования в технологии, которые в реальной жизни почти не выполнимы.
    Ещё более продвинутые продавцы малюсенькими буквами пишут требования к вспомогательному оборудованию для хромирования. Это покрасочная камера немецкого производства, компрессор с производительностью 1000 л/мин, масловлагоотделитель чуть ли не из платины, спец осушители воздуха и т.д. Здесь тоже всё сводится к тому, что сначала вам нужно купить вспомогательное оборудование по цене мало отличающейся от цены квартиры в центре Москвы, и вот только тогда у вас появится эта пресловутая адгезия и качество. И клиент в вас стульями швырять не будет.

Так и хочется сказать – «Да нафига мне ваша технология серебрения, если у меня есть квартира в центре Москвы?»

    Но чаще всего продавцы указывают такие условия эксплуатации покрытия, при которых изделие должно стоять чуть ли не под стеклом, при этом на него нельзя дышать, а если вдруг и дыхнули на него, то протирать его можно только шерстью бенгальского тигра. И при этом они утверждают, что их технология позволяет покрывать даже автомобильные диски. Ну не смешно?

По правде говоря, ограничения в эксплуатации любой краски или покрытия  всегда есть. Но они разумны. Я как-то общался с немецкой компанией, которая занимается гальваническим хромированием автомобильных дисков. И очень удивился, что даже на настоящий хром есть значительные ограничения. Например, их хромированные диски нельзя эксплуатировать ниже +5С. И у них не распространяется гарантия на те диски, которые участвуют в гонках и других автосоревнованиях. По моему – вот это разумно.

    Особенно прикольно читать сайты таких продавцов. Особенно ту часть, в которой они приводят качественные характеристики покрытия. Немцы бы уписались от смеха :)

Вот один из самых распространенных примеров из Интернета.

Адгезия

Отличная
Ударная прочность

Очень хорошая
Влагостойкость

Отличная
Износостойкость

Очень хорошая
Стойкость к химическому воздействию

Исключительная
Стойкость к воздействию солевого тумана

Отличная
Циклическое испытание на перепады температуры

Пройдено
Стойкость к механическому воздействию

Высокая
Отражательные свойства

Эффект зеркала

Теперь представьте, что вы выбираете себе автомобиль, а в его характеристиках написано:
Мощность автомобиля

Очень мощный
Разгон до сотни

Слюшай, очень быстрый, да!
Ширина автомобиля

Отличная
Длина автомобиля

Исключительная
Расход бензина на сотню км

Очень хороший

Вы  купили бы такой автомобиль с такими характеристиками? J

А ещё часто приводят «данные испытаний»:
Испытание на ударное воздействие (при нагрузке 55 кг/см2)
Отсутствие следов воздействия
Результат: Испытание пройдено успешно
Испытание на коррозионную стойкость (воздействие солевого тумана)
Более 110 часов без признаков помутнения и коррозии.
Результат: Испытание пройдено успешно
Испытание при отлипании липкой ленты (в соответствии со стандартом)
Отсутствие частиц покрытия на липкой ленте (методика 6301.2) (мой комментарий – долго я искал такую методику, но почему-то не нашёл :))
Результат: Испытание пройдено успешно

Вам, как людям неопытным, такие цифры могут показаться значительными. Но поверьте моему опыту, даже печенье может пройти большинство таких «испытаний».
Советы
Самый главный мой совет при выборе технологии и оборудования для «декоративного хромирования-серебрения» - это НЕ ВЕРЬТЕ НИ КОМУ, пока всё не проверите сами. И любые утверждения продавцов подвергайте сомнению, как бы правдоподобно они не выглядели.
Ещё – вы должны чётко запомнить, что такие критерии оценки как «хорошо»,  «плохо» или «хреново», при исследовании покрытия не применяются! Есть четкие единицы измерения. Например для адгезии кг/см2 или МПа.
Добросовестные продавцы оборудования для хромирования всегда имеют протоколы испытаний своего покрытия, в том числе и на адгезию. И они не стесняются их вам показать.
Если у продавца оборудования нет такой или подобной бумажки, но он с честными глазами говорит вам, что адгезия не просто «хорошая», а даже «отличная», то мой вам совет – НЕ ВЕРЬТЕ! И даже если у них будут такие бумажки – всё рано не верьте,  пока сами не проверите.
Вопросу по проверке адгезии позже я уделю очень много внимания, потому что, на мой взгляд – это основная характеристика любого покрытия, хоть зеркального, хоть обыкновенной автомобильной покраски.

На что надо обращать внимание и как всё самому проверить
Продавцы оборудования
Если вы нашли чью то рекламу о продаже оборудования для «декоративного хромирования», «химической металлизации», «серебрения», «напыления жидкого хрома» и тому подобное, то вначале посмотрите есть ли у них сайт? Если же у них нет сайта, а есть просто объявление типа – «продаю оборудование с секретом изготовления химреагентов, так как нет времени заниматься этим делом из-за другого бизнеса или в связи с переездом в Израиль», то скорее всего вам хотят втюхать технологию из очень известной книжки. И купив её, вы через некоторое время, тоже будете придумывать подобное объявление. Я еще бы обратил внимание на возраст людей, подающих такие объявления. Не в обиду молодым будет сказано, но о какой покупке технологии и оборудование может идти речь, а тем более о техническом сопровождении, если вы ещё не успели наработать опыта? Я их понимаю – в молодости особенно хочется много денег J
Если же есть сайт, а может и просто форум, то внимательно его изучите. Если на этом сайте(форуме) предлагается к продаже только оборудование для серебрения и нет других предложений, то скорее всего это фирма  однодневка. Которая продаст десять-двадцать технологий «хромирования» по Интернету, а затем пропадает, оставляя вас с вашими проблемами.
Поэтому обратите внимание на наличие адреса, схемы проезда, номеров телефона и т.п. Наличие расчётного счета и возможность произвести оплату безналичным деньгами – это тоже плюсик такой компании. Но всё равно будьте бдительны – ведь написать можно всё что угодно! В общем, сами обращайте внимание на подобные мелочи.
Обязательно поищите отзывы, об этих фирмах! Иногда для этого нужно потратить не один час. И не верьте хорошим отзывам – скорее всего они ими же и написаны. Плохие отзывы читайте, но тоже ставьте под сомнение. Иногда конкуренты друг на дружку такого напишут!

Обещания продавцов
Дальше внимательно посмотрите, что обещают вам по качественным характеристикам. Если вы увидите такие «профессиональные» термины как «хорошая», «отличная» или «солевой туман в 110 часов», то лучше закройте этот сайт и никогда о нем больше не вспоминайте. Хотя, если вам всё таки понравился такой сайт, то можете пообщаться с ними следуя дальнейшим моим инструкциям.
Обязательно позвоните и спросите, можно ли к ним приехать и просто посмотреть на процесс серебрения. Все серьезные и добросовестные компании никогда вам не откажут. И тем более не придумают какие-нибудь отговорки или причины, что бы вы не приехали. И не ленитесь ехать, даже если они из другого города. Лучше потратить несколько тысяч рублей на дорогу, чем потом долбаться с их оборудованием. Соответственно, если они отказывают вам в посещении, то какой может быть с ними разговор?!
Почему очень важно, что бы фирма показала вам процесс серебрения. Во-первых, вы сами увидите, нужно ли по их технологии исполнять танец с бубном. А во вторых – во время просмотра, с помощью моих советов, вы легко сможете проверить все качественные характеристики как покрытия, так и оборудования. А если это совсем нормальная компания, то вам не только всё покажут и расскажут, но даже подарят, то что посеребрили. Да и сами подумайте, если они вам отдали посеребренную у вас на глазах деталь, то они совершенно уверены в её качестве. Они ж ведь тоже понимают, что вы у себя дома в спокойной обстановке эту деталь будете тестировать на прочность.
Обратите внимание, какой пульверизатор для серебрения они используют. Если с двумя соплами, т.е. «двуствольный», то спросите можно ли с помощью их химреагентов работать с «одноствольным». Если нельзя, то это очень большой минус, об этом я писал выше, а если можно, то обязательно попросите это продемонстрировать. Как выбирать оборудование и на что обращать внимание я тоже написал.
И главное –  не стесняйтесь спрашивать!

Обучение
Обязательно посмотрите, есть ли у них обучение продаваемой технологии «хромирования» в реальных условиях. Если есть, то с такими людьми можно вести разговор. Если обучения нет – опять закройте этот сайт и опять о нем забудьте.
Есть одна маленькая хитрость. Идеальная ситуация, если у компании есть такая услуга, как обучение, но у вас есть выбор – воспользоваться ей или не воспользоваться.
Почему же это идеально?
Представьте, что вы покупаете холодильник. Но фирма требует от вас обязательно пройти обучение, так как их холодильником не совсем просто пользоваться. Зачем вам тогда такой холодильник? Я бы хотел просто его купить, вставить вилку в розетку и получать то, что должен обеспечивать этот холодильник, т.е. холод.
Так и с технологиями – они должны быть простыми. На столько простыми, что бы вы, получив оборудование и материалы, уже на следующий день своей работы получили хорошее качественное зеркальное покрытие. Ну, может и не на следующий день, слишком многого я хочу, а только через неделю самостоятельного обучения, но все равно получите качество. К слову говоря – первые пять-шесть изделий вы обязательно закосячите:) Для новичка это нормально.
Для тех, кто ни разу не держал в руках покрасочный пистолет, я всё-таки очень рекомендую пройти обучение. Это сэкономит вам и время и деньги.
Ещё существуют в Интернете предложения, в которых якобы специалист, готов выехать к вам и у вас на производстве или в гараже показать процесс серебрения. На первый взгляд всё вроде бы честно. Но и здесь существует немало подвохов. Такой «специалист» действительно может приехать. Он при вас установит оборудование и даже набодяжит химию. И возможно покроет какую-нибудь деталь. И она вам понравится. Но будьте бдительны! Потому что на этой вещице скорее всего будет какой-нибудь брак – пятно, муар, развод и т.п.
Если вы этот брак увидите, то обязательно задайте вопрос – «Почему?» Если услышите ответ – «Типа что вы хотите в ваших условиях?», то вас пытаются обмануть. Основные условия – это вытяжка, компрессор, два масловлагоотделителя и сушилка. И дело не в «ваших условиях», а в хреновой химии.
А если такому «специалисту» вдруг повезёт и вы брак не заметите, то после оплаты наличными, такой товарищ может просто исчезнуть. А вместе с ним исчезнут не только ваши деньги, но и мечты о прибыльном бизнесе. Ну, здесь вы выбирайте сами – рисковать или нет. В такой ситуации лучше всего, если вы сами приедете к «специалисту» и в его хороших условиях что-нибудь посеребрите.

Определение визуальных браков
Как же увидеть брак?
Возьмите маленький светодиодный фонарик и посветите на посеребрённую поверхность, желательно при неярком освещении. На качественной серебряной поверхности вы ничего не увидите. На бракованной поверхности отчетливо будет виден муар, пятна и разводы.
Браком не считается: первое – очень мелкие беленькие пятнышки, которые обычно возникают из-за высыхания капелек воды на поверхности серебра, второе – коричнево-черные пятна в тех местах, где имеются трещины и поры в лаке, а третье – пыль. Я это не считаю браком, так все это возникает в основном по неаккуратности в работе, а не из-за качества химии или оборудования.

Адгезия серебра к «лаку под серебро»
Теперь проведем проверку адгезии серебра к лаку, который мы называем лак «под серебро».
Во-первых, определимся, нужно ли вообще проверять эту адгезию?
Правда, странный вопрос? Любой из вас ответит – раз это основная качественная характеристика покрытия, то конечно надо!
А я вот считаю, что адгезию серебра к лаку, нужно проверять лишь в том случае, если продавец утверждает, что покрытие по его технологии ну на столько супер прочное, что даже на автомобильных дисках или на других внешних деталях автомобиля оно держится годами. Сразу вспомните законы химии и физики!
Если вы услышали такое утверждение, то знайте – на 100% вас хотят «развести».
Запомните –  нормальный продавец оборудования никогда вам такого не скажет!!! Потому что внешние части автомобиля – молдинги, решетки, ручки, зеркала и т.п., а в особенности автомобильные диски подвергаются таким механическим и температурным нагрузкам, что покрытие даже от простой автомобильной мойки смывается. А если на поверхности будет хоть малейший скол от камней, то покрытие и без мойки слезет или покроется черными пятнами.
Добросовестный продавец вам скажет, что технология «декоративного хромирования» предназначена только для покрытия тех изделий, которые хоть на улице, хоть в помещении, но -  просто стоят, висят, лежат или куда то привинчены или приклеены. Но при этом не двигаются, не вращаются, не вибрируют и не моются Керхером. Только в этом случае покрытие будет служить годами.
Я встречался с людьми, которые работают в сфере серебрения уже не один год. Они выполняют заказы в авто-мото тематике. Но они всегда предупреждают клиента, что их покрытие носит только декоративный характер. И гарантия на покрытие авто-мото деталей не распространяется.
Самое смешное, что у него от таких клиентов нет отбоя. Некоторые из таких клиентов просто делают предпродажную подготовку своих автомобилей, мотоциклов и скутеров. Другие участвуют в каких то авто-мото-вело соревнованиях и им нужно немного выпендриться, пусть даже и не на долго. А третьим деньги девать некуда и они готовы снова и снова приезжать и переделывать облезший «хром». Каждый сходит с ума по-своему. 
Так надо ли проверять адгезию серебра к лаку?
Что бы уличить продавца-обманщика во лжи? Тогда надо!
Что бы удостоверится в моих словах, что эта технология не применима в авто-мото тематике? Опять же надо!
А вот если вы собираетесь работать в тех сферах, где эта адгезия и не нужна, тогда хотите проверяйте, хотите нет.
Где эта адгезия не нужна? Например, при серебрении статуэток, картинных рам, лепнины, светильников, рекламной продукции и прочего декора. Там нет никаких механических нагрузок и такие изделия «живут» годами. Есть исключение, проверенное мной на практике. Одну деталь в автомобилях серебрить можно! Это отражатели в фарах. На серебро даже защитный лак не наносится. И лично мной проверено, что серебро не тускнеет около 2-х лет!!!
Если вы решили всё таки проверить адгезию, то сделайте следующее.
Наклейте на «голое» серебро, т.е. на серебро без защитного лака, обыкновенный канцелярский скотч (не малярный – он хуже клеится). И плавным движением оторвите его от поверхности. Либо серебро оторвется, либо нет. Как ни странно может это звучать, но даже если серебро и не оторвалось, то это не говорит о том, что адгезия серебра к лаку очень хорошая!!! Есть очень хитрый способ сделать ЛЮБОЙ лак, ЛЮБОЙ фирмы с очень хорошей адгезией. Нужно всего лишь взять газовую горелку и поводить пламенем по лаку. А потом его посеребрить.
И никакой даже очень липкий скотч, не оторвет серебро от лака! Это и есть самая главная хитрость продавцов. Такой трюк они вам с удовольствием даже покажут. Но знайте, что эта адгезия серебра к некачественному лаку через неделю или максимум месяц попросту исчезнет! Эта мера увеличения адгезии временная!
Но ради истины тут нужно немного пояснить.
Если перед серебрением вы увидели такую огневую обработку, то не думайте, что вас пытаются обмануть! Дело в том, что такая обработка часто делается не для обмана, а для того, что бы химические реагенты при серебрении лучше смачивали поверхность и серебро наносилось более качественно. А если при этом используется специальный качественный лак для серебрения, то адгезия со временем не исчезает!
Получается замкнутый круг! Вроде и хочется проверить адгезию серебра, а вроде у продавца есть благовидный предлог не дать вам сделать такую проверку. Вернее он разрешит вам приклеить скотч на серебро, но как вы теперь знаете, после огневой обработки серебро не оторвётся. В этой ситуации попросите, что бы он подарил вам это посеребренное изделие. И произведите такую проверку ещё раз, но недели через две – три. А лучше через 1-2 месяца. Поверьте, лучше не торопиться зря потратить свои деньги. По результатам проверки и принимайте решение.

Желтизна
После такой проверки попросите нанести на серебряную поверхность обычный прозрачный лак. Обязательно без синего или фиолетового красителя! Если вам в этом отказывают, то знайте, что скорее всего это покрытие очень сильно желтит.
Есть одно очень неприятное свойство у серебра – без защитного лака оно ярко серебряное, а под прозрачным лаком почему то становится желтоватым. Почему это происходит я знаю, но здесь объяснять не буду. Скажу лишь одно – совсем избавится от такой желтизны не получится, а вот при качественной химии максимально снизить этот эффект желтизны очень даже можно. И тогда достаточно добавить в защитный лак несколько капель фиолетового красителя, что бы эта желтизна исчезла. А вот если при нанесении прозрачного защитного лака серебряная поверхность становится почти что золотой, то эту желтизну даже стакан фиолетового красителя не уберет.

Адгезия защитного лака
Про свойство защитного лака «сползать» с серебра, я вам уже рассказывал. Проверить адгезию защитного лака к серебру довольно просто. Очень важно, что бы перед проверкой защитный лак был очень хорошо высушен – не менее 3-х часов при температуре 60С, так как «сыроватый» лак лучше «липнет» к серебру. На этом свойстве «сырых» лаков основаны многие рекламные ролики продавцов и техники "развода" покупателей. Так же в лаки для «временной» адгезии часто добавляют пластификатор! Будьте бдительны!
Сделайте надрезы острым ножом буквой «П» шириной 2-3 см на поверхности защитного лака. Приклейте на это место канцелярский (не малярный!) скотч и оторвите его.  Защитный лак не оторвался – удовлетворительно (но не хорошо), остался на скотче – адгезии ноль. Это экспресс-метод, который дает лишь общее понятие об адгезии.

Иногда бывает, что при такой проверке защитный лак отрывается не от серебра, а вместе с серебром. Это не говорит о том, что у защитного лака хорошая адгезия. Это говорит о том, что она чуть-чуть лучше, чем адгезия серебра к лаку «под серебро». Но нам при проверке разницы нет – что от чего оторвалось. В любом случае это говорит о том, что такое покрытие нельзя эксплуатировать при сильных механических нагрузках.
Для проверки адгезии лучше использовать ещё более надёжный способ – метод решётчатых надрезов. Так же острым канцелярским ножом сделайте надрезы в виде решетки на расстоянии с ячейками размером 1-2 мм. Если во время надреза от серебра начинают отваливаться квадратики лака, то адгезии так же ноль. Если всё в порядке, то на эту решётку опять наклеиваете скотч (не малярный!), отрываете и смотрите сколько тех же квадратиков лака останется на скотче. В идеале – нисколько.
Ну а если вы хотите подойти к проверке адгезии совсем правильно, то почитайте в Интернете «МАТЕРИАЛЫ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АДГЕЗИИ» ГОСТ 15140-78
Там более подробно и очень доступно описаны разные методы проверки адгезии, в том числе и те, которые я озвучил.
НАИЛУЧШИЙ СПОСОБ ПРОВЕРИТЬ АДГЕЗИЮ, НЕ ТОЛЬКО ЗАЩИТНОГО ЛАКА, А ВООБЩЕ ВСЕГО ПОКРЫТИЯ – ЭТО МОЙКА ИЗДЕЛИЯ ВОДОЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ, т.е. установкой  типа  Karcher в просторечии называемой Керхером. Повторюсь, такую проверку нужно произвести в том случае, если продавец рекомендует свою технологию хромирования-серебрения для покрытия авто деталей.Почему Керхер? Потому что прибора для проверки адгезии методом отрыва или отслаивания, т.е. адгезиметра, вам скорее всего не дадут. А сами вы его не будете покупать - это около 50-60 тысяч рублей. А вот Керхер есть везде. И как показала моя практика, если адгезиметр показывает высокую адгезию, то и Керхер не сможет повредить покрытие. К слову говоря, у вас на автомобиле ведь не слетает краска при мойке Кёрхером? А там бывают даже сколы и царапины. Присмотритесь, автомобильные диски мойщики спокойно моют, даже близко поднося сопло Керхера к поверхности.
Проверка элементарная. Просто сымитируйте мойку автомобиля, но сначала повредите покрытие острым ножом, например, например, нанесите глубокую царапину сантиметров пять-десять. Повреждать лак нужно обязательно! Иначе покрытие может выдержать проверку из-за толщины лака, а не из-за высокой адгезии! И «помойте» это поврежденное место Керхером, на расстоянии 10-15 см. Ближе не надо, а то есть такие Керхеры, которые попросту разрежут любое покрытие. Дуть водой нужно в поврежденное место под углом в 45 градусов течение 20-30 секунд, не двигая Керхером из стороны в сторону. Если покрытие слетит как луковая шелуха, то здесь и говорить нечего. Если останется без изменений, то всё равно сомневайтесь.

ОПЯТЬ ПОВТОРЮСЬ, ПОТОМУ ЧТО СОВСЕМ НЕДАВНО ОБЩАЛСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ, ПОПАВШИМ НА "РАЗВОД" - ПРОВЕРКУ АДГЕЗИИ КЕРХЕРОМ НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО НА ХОРОШО ВЫСУШЕННОМ ПОКРЫТИИ. "СЫРЫЕ" ЛАКИ С ДОБАВКОЙ ПЛАСТИФИКАТОРА ТАКУЮ ПРОВЕРКУ ВЫДЕРЖАТ. НО ЧЕРЕЗ 2-3 НЕДЕЛИ АДГЕЗИЯ СНИЖАЕТСЯ ВПЛОТЬ ДО НУЛЯ!!!!! И ПОКРЫТИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ КЕРХЕРОМ СЛЕТАЕТ КАК ЛУКОВАЯ ШЕЛУХА!!!
И ЗАПОМНИТЕ - ПРИ ПРОВЕРКЕ ПОКРЫТИЯ НАХОДИТЕСЬ РЯДОМ С ОБРАЗЦОМ НЕОТЛУЧНО. ЕСЛИ ПОСЛЕ СЕРЕБРЕНИЯ ВАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ПОЙТИ ПООБЕДАТЬ ИЛИ ПРОСТО КУДА ТО ОТЛУЧИТСЯ, ТО ЗНАЙТЕ, ЧТО ВАС СПЕЦИАЛЬНО "ОТЛУЧИЛИ" ОТ ИСПЫТУЕМОГО ОБРАЗЦА!
ОЧЕНЬ МНОГИЕ ПОКУПАТЕЛИ ПОПАЛИСЬ НА ТАКУЮ УЛОВКУ!!! ПОКА ВЫ ОБЕДАЕТЕ, НА СЕРЕБРО МОЖНО НАНЕСТИ РЯД СОСТАВОВ ВРЕМЕННО УСИЛИВАЮЩИХ АДГЕЗИЮ.  ДАЖЕ МОЖНО ПРОСТО ПОДМЕНИТЬ ИЗДЕЛИЕ НА ТОЧНО ТАКОЕ ЖЕ ПО ВИДУ, НО СДЕЛАННОЕ ПО ДРУГИМ ТЕХНОЛОГИЯМ "ХРОМИРОВАННИЯ". И ВАША ПРОВЕРКА ОКАЖЕТСЯ БЕСПОЛЕЗНОЙ.
СПОСОБ УЛИЧИТЬ ТАКИХ МОШЕННИКОВ - ЭТО ПОЛУЧИТЬ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ В ПОДАРОК И ПРОВЕРИТЬ ЕГО ЧЕРЕЗ 3-4 НЕДЕЛИ. ЗНАЯ ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ЭТОТ ОБРАЗЕЦ ПОПРОСИТЬ СЕБЕ В ПОДАРОК, МОШЕННИКИ, КАК ПРАВИЛО, ПОКРЫВАЮТ БОЛЬШУЮ И ТЯЖЁЛУЮ ДЕТАЛЬ - ОБЫЧНО АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИСК. КОТОРЫЙ ВАМ ТАЩИТЬ К СЕБЕ ДОМОЙ НЕ ЗАХОЧЕТСЯ. ПОЭТОМУ ТРЕБУЙТЕ ПОМИМО ТАКИХ ГРОМОЗДКИХ ПРЕДМЕТОВ ПОСЕРЕБРИТЬ ЕЩЁ И ПОМЕЛЬЧЕ.
ЗАПОМНИТЕ, ЧТО ПОДОБНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВОДА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДАЖЕ В ОЧЕНЬ КРУПНЫХ И ДАВНО РАБОТАЮЩИХ В ЭТОЙ СФЕРЕ КОМПАНИЯХ.
И НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ТРЕБОВАТЬ ОТ ПРОДАВЦА ОБРАЗЕЦ В ПОДАРОК.
ПОТОМУ ЧТО ОТ КЛИЕНТА БУДЕТЕ ПОЛУЧАТЬ ПО МОРДЕ ВЫ, А НЕ ЭТОТ ПРОДАВЕЦ!!!!
НИКОГДА НЕ ВЕРЬТЕ УТВЕРЖДЕНИЯМ, ЧТО ИХ СЕРЕБРЕНИЕ ИМЕЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК У АВТОМОБИЛЬНОЙ ПОКРАСКИ!!! ПРИ ЭТОМ ОНИ МОГУТ УВЕРЯТЬ ВАС В ТОМ, ЧТО ВОТ ИМЕННО ИМ ТАК ПОВЕЗЛО, А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ НЕУДАЧНИКИ. (В начале статьи я тоже про это писал. Если бы существовал лак или смесь лаков имеющих высокую адгезию к полированным металлам, то автомобили бы красили без грунтования!)
Продавцы постоянно совершенствуют свои методы "развода". К сожалению, даже используя все мои советы, вас всё равно могут обмануть. Например мошенники могут подобрать такие лаки, которые сохранят адгезию более 2-х или 3-х месяцев. В этом случае рекомендуемая мной проверка через 3-4 недели будет неэффективна.
Ещё бывают случаи, когда продавцы и сами заблуждаются, считая что у них  действительно получилось покрытие "как автомобильное". Обычно это "гаражники", которые методом "научного тыка" получили, как им кажется, отличный результат и на радостях решили, что они самые умные и могут продавать оборудование и материалы для хромирования! При этом они произвели "исследования" с помощью отвертки, липкого скотча и морозилки в холодильнике :) К сожалению, находятся люди, которые всему этому бреду верят.

Проверка ультрафиолетом
Многие красители под воздействием солнца могут изменить свой оттенок, а иногда и цвет. Особенно подвержены выгоранию синие красители. Причем при выгорании они становятся желтыми!
Если продавец рекомендует в защитный лак добавлять фиолетовый краситель (см. главу «Желтизна»), то такое покрытие в обязательном порядке следует проверить на устойчивость к ультрафиолету, т.е. к солнечному свету.
Для этого закройте половину детали, например, черной бумагой и выставьте на солнце. Через неделю, а лучше через две, снимите черную бумагу и сравните оттенки. Если оттенки одинаковы, значит всё в порядке. Если половина детали от солнца стала золотистой или просто посветлела, то такое покрытие использовать вне помещения не получится.
Такую же проверку желательно провести со всеми красителями.

Подытожим эту тему.

Плюсы технологии серебрения:

1.       Серебрение – это очень хорошая альтернатива гальваническому хромированию и вакуумной металлизации.
2.                    Серебрить можно любую твердую поверхность, а не только металлическую.
3.                    Из-за высокого блеска серебра, очень хорошие декоративные качества.
4.              Технология проста и не требует больших финансовых вложений для покупки оборудования и материалов.
5.                    Широкий выбор оборудования и материалов.
6.                    Для серебрения не надо больших производственных площадей. Достаточно небольшого помещения с вытяжкой.
7.                    Себестоимость покрытия в несколько раз ниже гальванического хромирования.
8.                    Что бы научиться серебрению, не нужно заканчивать университеты.
9.                    Изделия можно покрывать не только под «хром», но и под «золото», «медь», «бронзу», «латунь» и т.п.
10.                 Постоянный и не зависящий от сезона спрос.
11.                 Не двигающиеся изделия можно эксплуатировать как внутри, так и вне помещений.
12.                 И самое главное – пока ещё очень низкая конкуренция.

Минусы:

1.                   Что бы зарабатывать приходится работать.
2.                   Нужен хоть и не большой, но все-таки первоначальный капитал.
3.                   По этой технологии нельзя покрывать детали, которые подвергаются механическим нагрузкам. Особенно обидно, что при такой низкой себестоимости, нельзя серебрить автомобильные диски и другие части автомобиля. А  спрос на них просто огромный.
4.                    При выборе поставщика оборудования и материалов легко можно нарваться, мягко говоря, на не совсем честных людей.
5.                   Что бы более-менее разобраться в серебрении и не попасть в лапы нечестных людей, пришлось пару раз перечитать эту статью :).

И напоследок темы о «декоративном хромировании-серебрении»
Исходя из всего, что я написал выше, у вас может сложиться такое впечатление, что эту технологию продают одни лишь мошенники и лгуны, а технология серебрения сплошные выдумки и бред. Спешу сообщить, что это не так! Технология серебрения, да и другие технологии декоративных зеркальных покрытий реально работают. И есть ооочень небольшое количество компаний, которые предлагают действительно качественное оборудование, материалы и техническую поддержку. Телефоны этих фирм писать не буду – ищите сами. А вот как не ошибиться при выборе, я вам рассказал.

Заключение
Не забывайте, уважаемые читатели, что эту статью прочитаете не только вы, но и противоположная сторона, которая «примет меры» –подкорректирует свои сайты, научится говорить правильные слова, возможно даже «нарисуют» сертификаты и протоколы и т.д. Как я уже писал, некоторые могут подобрать материалы имеющие адгезию около 2-х или 3-х месяцев.
Очень вероятно, что некоторые из них будут писать опровержения, придираясь к неточностям, допущенным в этой статье. А возможно даже будут специально переделывать эту статью, вставляя в неё ссылки на свои фирмы. Некоторые продавцы оборудования даже могут утверждать, что у них всё хорошо и замечательно, потому что эта статья написана ими :) Или они продают технологию и оборудование автора этой статьи :). Если я обнаружу что-нибудь подобное, то лично займусь такими «продавцами»  и объясню человечеству, кто они такие и что они продают.
Если у вас, уважаемые читатели, возникают какие-нибудь вопросы по технологиям зеркальных покрытий, то смело можете их присылать на почту vseochrome@yandex.ru Отвечу всем.
Частичная или полная публикация этой статьи разрешается только с моего согласия.
На этом тема зеркальных покрытий не закрыта! Продолжение следует.
Июнь 2013 года

0

4

Здравствуйте.
Откровенно говоря, все вышесказанное заставляет призадуматься...

0


Вы здесь » Вся правда о хромировании... » Вся правда о декоративном хромировании » Вся правда о декоративном хромировании. Часть 1. Введение.